

Работа космонавта на орбите сложна и многообразна. Это управление кораблём и эксплуатация бортовых систем, проведение испытаний и отработка космической техники, научные исследования и эксперименты, а также хозяйственная и производственная деятельность, ведение связи с наземными пунктами управления, монтажно-сборочные, погрузочно-разгрузочные и ремонтно-восстановительные работы внутри станции и в открытом космосе и т. д. Наиболее сложная задача — управление кораблём и работа в открытом космосе.
По сути профессия космонавта близка к профессии оператора: космонавт имеет дело с большим количеством бортовых систем и оборудования, предназначенного для различных научных исследований, он должен уметь принимать решения, выбирать режимы работы аппаратуры, быстро находить выход из возможных нештатных ситуаций, считывать и понимать показания приборов и т. д.
Работа оператора-космонавта, как и любого наземного оператора, состоит их тех же трех элементов: приём и переработка информации, принятие решения по управлению и его реализация.
Чрезвычайно важной составляющей операторской деятельности космонавта является процесс принятия решения.

Может случиться так, что помощь с Земли получить нереально, или она не успеет вовремя, а условия обитания ухудшаются. Иногда нештатные ситуации приводят к отсроченным последствиям, когда и сделать ничего нельзя: только и остаётся сидеть и ждать — взорвётся или нет, сработает или не сработает? И ещё очень и очень многое может осложнить ситуацию.
Нештатные и аварийные ситуации, возникающие в космосе, чаще всего бывают именно непредвиденными. Поэтому космонавт должен обладать высокими интеллектуальными и морально-волевыми качествами: мгновенной реакцией, выдержкой, способностью быстро решать сложные логические задачи, работать в неблагоприятных условиях.
От правильности принятого решения зависит не только выполнение программы полёта, но иногда и жизнь космонавта.
Ещё одна черта профессиональной деятельности космонавта — её научный и испытательский характер. Сейчас уже сложились основные направления исследований и экспериментов, проводящихся в космосе. Их набралось столько, что впору удивляться, как это оказывается по силам небольшому экипажу. Космонавты должны понимать сущность самых разнообразных происходящих процессов, чтобы квалифицированно управлять ими, т. е. космонавт — универсальный специалист, как говорится, «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Конечно, это противоречит существующей тенденции — сейчас и в науке, и в производстве наблюдается всё более узкая специализация, но тут уж ничего не поделаешь.

Отличительной чертой профессии космонавта является то, что его деятельность на борту космической станции протекает в необычных и сложных условиях космического полёта (невесомость, изоляция, ощущение опасности, которая присутствует всегда).
Сильное влияние оказывает невесомость — её длительное воздействие перестраивает все без исключения системы организма, оказывает негативное влияние на самочувствие человека, снижает его работоспособность. По утверждению специалистов, космическая профессия относится к числу вредных. Особенно справедливо это в отношении работы в открытом космосе: это не только очень большая физическая нагрузка, сложная интеллектуальная деятельность при высоком уровне риска. Эмоциональная напряжённость увеличивается чувством высочайшей ответственности — космонавт понимает, что он должен реализовать результаты работы и усилий многих и многих тысяч людей, которые создавали эту технику.
Космонавт не только работает, но и живёт (теперь уже месяцами!) в постоянном контакте с опасностью: от космоса со всеми его «неприятными» свойствами и возможными сюрпризами отделяет хоть и надёжная, но все же тоненькая стеночка. В экстремальной ситуации космонавт может рассчитывать только на свою команду.
В каждом полёте возникают новые задачи, и наряду со стандартными, отработанными операциями космонавтам приходится выполнять уникальные, никогда ранее не выполнявшиеся. Для этого нужно обладать интуицией, способностью к нетривиальным решениям и нестандартным действиям. Часто условия работы в космосе оказываются намного сложней, чем представлялось при тренировках.
Так что эта профессия — опасная, сложная и трудная.
На этапе непосредственной подготовки к полёту космонавт, можно сказать, вообще «выбывает» из всякой жизни, кроме профессиональной — настолько этот этап многотруден.
Стать космонавтом может далеко не каждый желающий. Для этого необходимо иметь за плечами определённый жизненный и профессиональный опыт: со школьной скамьи «учиться на космонавта» не берут. Нужно уже кем-то быть — лётчиком, инженером, физиком, биологом, врачом — и при этом обладать отменным здоровьем, быть выносливостью, трудолюбием, стремиться к познанию, не бояться трудностей, не теряться в сложных и опасных ситуациях, т. е. иметь характер. Но пугаться таких непомерных требований не стоит: если есть задатки и упорство в стремлении к цели, эти качества разовьются в процессе подготовки к полётам.
Своих кандидатов в космонавты направляют предприятия и научные учреждения, разрабатывающие космическую технику, научные приборы и оборудование, проводящие исследования и эксперименты в космосе, обеспечивающие подготовку и проведение космических полётов.
Кандидаты проходят медицинское обследование: военные в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (откуда и началась космическая биология и медицина), гражданские — в Институте медико-биологических проблем. Решение о годности принимает Главная медицинская комиссия. Государственная межведомственная комиссия рекомендует зачислить их в отряд космонавтов на должности космонавт-испытатель или космонавт-исследователь (военных — в Центр подготовки космонавтов ВВС, гражданских — на свои предприятия).
Кандидаты в космонавты и военные, и гражданские проходят начальную общекосмическую подготовку в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина в течение двух лет. В это время закладываются основы профессиональных знаний, навыков и умений. Затем они приступают к изучению теоретических дисциплин, космической техники, испытаниям и тренировкам на различных стендах и тренажёрах, медико-биологической, лётной и парашютной подготовке. На предприятиях, создающих технику, знакомятся с реальными объектами и занимаются на стендах.
После завершения общекосмической подготовки кандидаты сдают экзамены и зачёты. Все, кто успешно прошёл испытания и тренировки и получил высокую оценку, переводятся в категорию космонавтов. Межведомственная квалификационная комиссия присваивает им квалификацию космонавта-испытателя или космонавта-исследователя, и её председатель вручает им Удостоверение космонавта. Это очень важный и торжественный момент в профессиональной биографии человека, решившего стать космонавтом. После этого подготовка продолжается в составе групп или сразу в составе экипажа, готовящегося к конкретному полёту.
Звание Лётчик-космонавт РФ (а раньше Лётчик-космонавт СССР) присваивается после выполнения космического полёта.
Подготовка — очень сложный и очень трудный процесс, связанный к тому же с опасностью для здоровья, а иногда и для жизни. В группах она может продолжаться долго. Это зависит от того, как выполняются планы: если по числу космонавтов набрали на двадцать полётов, а реально осуществляются только пять, то приходится ждать своей очереди. Не все выдерживают эти огромные физические и психологические перегрузки. Кого-то списывают по состоянию здоровья, кого-то по возрасту.
Некоторые остаются в Центре подготовки и занимаются подготовкой космонавтов. Гражданские космонавты, как правило, возвращаются на свои предприятия. При желании нелетавший космонавт может найти другую область для приложения своих сил и знаний. Это не очень сложно: при отборе к личностным качествам кандидатов предъявляются весьма высокие требования, а длительная, сложная и многоплановая подготовка к полётам формирует из них профессионалов высокого уровня.
Но всё-таки эта профессия по-прежнему остаётся одной из самых престижных по многим своим чертам и свойствам. Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий